КАРТА САЙТА >> русский english
  НА ГЛАВНУЮ >>     О КОМПАНИИ >>     ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ >>     СВИДЕТЕЛЬСТВА >>     ВАКАНСИИ >>     КОНТАКТЫ >>     НОВОСТИ >>     ЗАКУПКИ >>  
 КОМПАНИЯ СЕГОДНЯ>>   ТЕХНОЛОГИИ >>   СТАТЬИ >>   ФИЛЬМ >> 
<< назад к списку статей

Опыт реконструкции и ремонта промышленных дымовых труб

Автор статьи Костромитинова Е. П. Напечатано в книге Пече-трубостроение: тепловые режимы, конструкции, автоматизация и экология: Труды lll международного конгресса.

Созданная на базе Прибалтийского управления Треста "Спецжелезобетонстрой" фирма "Корта" за 13 лет работы накопила значительный опыт в проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте зданий и высотных сооружений, прежде всего промышленных дымовых труб, силосных башен и газоходов.

Несомненным преимуществом деятельности компании является выполнение как строительных работ, так и ремонтных работ. Выполнение ремонтных работ и многолетние контакты с эксплуатирующими организациями позволяют проводить мониторинг состояния высотных сооружений, отслеживать возникающие проблемы, обобщать и систематизировать накопленный материал для принятия необходимых технических решений.

Специалисты компании работают более чем в 35 регионах России. В последние годы мы выполняли работы на предприятиях РАО ЕЭС России, ЖКХ, Архангельском и Соломбальском ЦБК, ОАО "СеверСталь", "Кольская ГМК", "Ковдорский ГОК", "КАЗ-СУАЛ", "Норильский Никель", "Бокситогорский Глинозем", "Братский алюминиевый завод", Кольской и Смоленской АЭС и др.

Среди наиболее значимых объектов, построенных специалистами фирмы - строительство трехствольной дымовой трубы в Московской обл., строительство силосов чистого глинозема ОАО "КАЗ-СУАЛ", строительство дымовой трубы Н=90м и шахты резервного хранения клинкера ШХм1 на ОАО "Сода" в Республике Башкортостан, монтаж металлической дымовой трубы Н= 80м (ОАО "Воркутауголь"), монтаж металлической дымовой трубы Н= 60м на Тамбовской ТЭЦ и др. Только в 2005-2007гг. выполнены строительство, ремонт и реконструкция 158 дымовых труб.

ПСК "Корта" постоянно работает на электронных торговых площадках, участвует в конкурсах на размещение государственных и муниципальных заказов в Санкт-Петербурге, Ленинградской области и других регионах страны.

    Основные направления работы:

  • строительство, реконструкция и ремонт промышленных дымовых труб, градирен, гранбашен, водонапорных, силосных башен, газоходов и боровов; усиление бетонных конструкций;

  • обследование всех видов зданий и сооружений с последующим их ремонтом;

  • демонтаж ж/б, кирпичных и металлических высотных сооружений;

  • устройство теплоизоляции дымовых труб, без разборки футеровки;

  • монтаж теплоэнергетического оборудования ТЭЦ и ГРЭС; теплоизоляция, футеровка и обмуровка энергетического оборудования;

  • химическая и антикоррозийная защита зданий, сооружений и оборудования;

  • гидроизоляция зданий и сооружений с применением проникающих материалов ЦМИД, в том числе методом торкретирования; окраска высотных сооружений, фасадов, крыш, строительных конструкций любых конфигураций;

  • устройство кровель из рулонных и наливных материалов; устройство химстойких и наливных полов.


Цель выступления - рассказать об опыте реконструкции и ремонта промышленных дымовых труб.

Полный цикл ремонтных работ включает анализ результатов экспертизы промышленной безопасности, разработку техническо-экономических предложений и согласование их с заказчиком, подготовку проектно-сметной документации, планов производства работ, выполнение работ и сдачу заказчику и службам технического надзора.

Особенностью выполнения работ по ремонту труб являются сжатые сроки выполнения работ, что требует концентрации материальных и трудовых ресурсов к моменту начала работ. К сожалению, в современной практике рынка строительных услуг зачастую отсутствует уместное в подобных случаях предварительное планирование. Определение объема необходимого ремонта, способ его выполнения, подбор технических решений проводится без консультации с профильными организациями. Промежуток времени, отведенный на подготовку и проработку технического решения, не позволяет выбрать наиболее целесообразное. Пренебрежение к элементарным нормам организации ремонтов сказывается на состоянии строительных конструкций. Так, в российской энергосистеме промежуток времени между проведением конкурса, подписанием договора и его исполнением может составлять вплоть до нескольких дней.

Начиная с 1990-х годов, промышленные дымовые трубы часто работают в непроектном режиме, что негативно сказывается на их техническом состоянии. Опираясь на условия фактической эксплуатации дымовых труб и учитывая характер их разрушений, ПСК "Корта" в последние годы сконцентрировало свое внимание на поиске адекватных технических решений в следующих направлениях:

  • повышение надежности футеровки при условии снижения ее стоимости за счет применения новых материалов и повышения производительности труда

  • восстановление теплотехнических свойств ствола при длительной эксплуатации

  • восстановление аэродинамических показателей газового тракта

Как показывает практика, хорошо зарекомендовала себя монолитная футеровка из полимерсиликатного полимерцементного бетона, защищенная с внутренней стороны пропиткой кремнийорганическими материалами. По результатам испытаний по водопроницаемости такая футеровка соответствует марке W- 16 и выше и по прочности В-12,5.

2001году на Петрозаводской ТЭЦ нами проводился ремонт железобетонной трубы Н= 130 м. Сроки останова были ограничены, поэтому было принято решение о замене штучной футеровки на монолитную полимерцементную. Работы были выполнены в установленные сроки и приняты заказчиком. В 2006 году в плановом порядке специализированной фирмой была произведена экспертиза промышленной безопасности трубы. При внутреннем осмотре было установлено, что "недопустимые дефекты в виде трещин, нависания отслаивания футеровки, следов обрушения, значительного эрозионного износа отсутствуют". Труба продолжает эксплуатироваться.

В 2004 году на ОАО "Сода" (г. Стерлитамак) нами совместно с проектным институтом УралВНИПИЭнегоПром было предложено при строительстве дымовой трубы Н= 90 м применить вместо штучной футеровки монолитную полимерцементную. В установленные сроки труба была построена и сдана заказчику. Экономия средств составила около 38,7 %.

Также целесообразным техническим решением показали себя монолитные футеровки из готовых смесей типа Алакс, Аларм и т.п. Так при строительстве металлических дымовых труб на Рузаевском стеклотарном заводе ПСК "Корта" выполнило монолитные футеровки из материала Алакс-1.0-1000. Условия эксплуатации (температура отводимых газов 450°С, высокая агрессивность отводимых газов) требовали применения дорогостоящей штучной жароупорной футеровки. Применение монолитной футеровки из указанного материала позволило соблюсти требования по защитным свойствам футеровки, но при этом снизило стоимость работ, сократило сроки выполнения работ и облегчило вес конструкции.

Таким образом, эти примеры показывают, что применение монолитной футеровки из полимерсиликатного полмерцементного бетона, других современных материалов и технологий позволяет уменьшить стоимость, сократить сроки, обеспечить качество выполнения ремонта дымовых труб.

Следующее направление, в котором ПСК "Корта" уже на протяжении многих лет ведет поиск оптимальных решений, это восстановление теплотехнических свойств ствола при длительной эксплуатации. В данной области у нас имеется как положительный, так и негативный опыт. За годы работы для восстановления тепловой изоляции нами были применены различные технологии и материалы, такие как пеноизол, эволит-термо (консил), вермикулит, керамзит, пенобетон.

Применение пеноизола в качестве тепловой изоляции дымовых труб считаем нецелессобразным. Как показали наблюдения данный материал подвержен разрушению вследствие агрессивного воздействия отводимых газов. Применение материала эволит-термо на основе смол и жидкого стекла очень затруднено технологически вследствие его высокой токсичности при производстве работ. Применение пенобетона в качестве тепловой изоляции дымовых труб может иметь место, но здесь надо отметить различие коэффициентов теплового расширения материалов ствола и тепловой изоляции, что приводит к разрушению тепловой изоляции из пенобетона с течением времени. Применение керамзита в качестве тепловой изоляции ствола приводит к повышению собственного веса конструкции и требует проверки несущей способности фундамента при значительной величине теплового зазора. Однако применение данного материала в качестве тепловой изоляции находит все большее распространение. Его достоинством является возможность восстановления тепловой изоляции без технологического останова трубы. Так в 2006 году при ремонте железобетонной трубы Н=120 м на Верхнетагильской ГРЭС по результатам экспертизы необходимо было заменить 126 куб м теплоизоляции. Останов трубы был невозможен. Поэтому специалистами фирмы "Корта" было принято решение восстановить теплоизоляционный слой методом засыпки снаружи теплоизоляционного материала керамзита. Перед началом производства работ и после их завершения была проведена тепловизионная съемка. Установлено, что теплотехнические свойства трубы восстановлены полностью. Труба уже два года эксплуатируется без замечаний. Сухая теплоизоляционная смесь на основе вермикулита (СТС) также широко используется для тепловой изоляции дымовых труб. Так в 2006 году ПСК "Корта" выполнило реконструкцию железобетонной дымовой трубы Н-120 ОАО "Водотеплоснаб". Теплотехнические свойства ствола до выполнения ремонтных работ были значительно нарушены. В настоящее время труба успешно эксплуатируется. Свойства СТС также позволяют применять его без останова дымовой трубы. Но его существенным недостатком является высокая гигроскопичность и объемная усадка с течением времени. Объемная усадка требует досыпки через некоторый промежуток времени, а это приводит к увеличению затрат.

Таким образом, как мы видим, применение тех или иных материалов для восстановление теплотехнических свойств ствола имеют свои достоинства и недостатки. Выбор того или иного метода и материала индивидуален для каждого объекта.

Для решения третьей основной проблемы дымовых труб - восстановление аэродинамических свойств газового тракта - считаем целесообразным применение конфузора. Существует более технически оправданный метод. Этим методом является установка внутреннего металлического газоотводящего ствола. Данное решение является самым надежным и долговечным, однако его стоимость чаще всего не позволяет его применение. Стоимость разработки проекта и монтаж конфузора на оголовке в разы дешевле и, как показывают наши наблюдения, является эффективным. Так ПСК "Корта" при реконструкции дымовой трубы Н-120 м ОАО "Водотеплоснаб", при ремонте железобетонной дымовой трубы Н-150 м Тюменской ТЭЦ и др. установило конфузор. Возражением против применения конфузора мог бы стать тот аргумент, что в верхней части ствола эрозионные процессы могут идти более интенсивно. Однако наши наблюдения показывают, что интенсивность разрушений невелика при правильной разработке конструкций конфузора.

ПСК "Корта" постоянно ищет оптимальные технические решения, но сталкивается с трудностями в данной области. Мы постоянно общаемся с представителями российских и иностранных компаний, разрабатывающих и поставляющих новые материалы, которые на наш взгляд было бы целесообразно использовать при реконструкции и ремонте дымовых труб. Но как фирма, специализирующаяся на выполнении строительных работ мы не имеем возможности для всесторонних испытаний этих материалов и технологий, и поэтому не всегда можем рекомендовать заказчику современные технические решения.

Думаю, что аналогичная ситуация складывается и у наших коллег. Мы участвовали в работе Международного комитета по промышленным дымовым трубам (CICIND), который обобщает и распространяет лучший мировой опыт в области строительства, реконструкции и ремонта промышленных дымовых труб. В России существует несколько объединений высотных компаний. Однако основной целью данных объединений является экономическая целесообразность, а не решение технических проблем. В этой связи хотелось бы предложить создать или использовать уже имеющееся сообщество для обобщения и систематизации опыта строительства и ремонта высотных сооружений. Данное сообщество могло бы проводить по настоящему эффективное, а не формальное повышение квалификации кадров высотных организаций. Формировать заказ и проводить научные изыскания в данной области. Формировать заказ и организовывать профессиональную подготовку рабочих кадров отрасли (футеровщиков, трубокладов, монтажников и пр.), т.к. проблема кадров остро стоит в отрасли и в дальнейшем будет только усугубляться.

Другая важная проблема, с которой мы достаточно часто сталкиваемся, участвуя в конкурсах и тендерах, проводимых в различных регионах страны - это сертификация системы качества. В настоящее время широкое распространение находит система менеджмента качества ИСО 9000. Однако сертификаты, выданные одними органами сертификации, не всегда признаются заказчиком. Иногда выдвигается требование пройти сертификацию у определенного круга фирм. Считаем, целесообразным выработать единые требования к сертификации СМК в области строительства, реконструкции и ремонта промышленных дымовых труб.

Третья проблема - переход от лицензирования в строительстве к созданию саморегулируемых организаций (СРО). Учитывая специфические требования к выполнению работ по строительству, реконструкции и ремонту промышленных дымовых труб, целесообразно рассмотреть возможность создания СРО, объединяющей фирмы, работающие в этой области.



Надеемся на плодотворное и взаимовыгодное сотрудничество.
191119, Воронежская ул., д. 5 лит. А, помещение 47-Н
тел./факс +7(812) 77-77-202
e-mail: info@korta.spb.su
http://www.korta.spb.su
ул. Михайлова, д. 17 лит. Б, 195009 г. Санкт-Петербург; тел./факс +7 (812) 77 - 77 - 202; e-mail: s-korta@mail.ru